Китайский фарфор

Бийском краеведческом музее находится коллекция китайского фарфора, которая насчитывает около 70 предметов.

Подавляющее большинство составляют вазы, кашпо, блюда. Кроме того, в состав коллекции входят чашки, подставки для них, чайник, мелкая пластика и прочее.

Предметы демонстрируют разнообразие техники декора: роспись кобальтом, сочетание в росписи кобальта и подглазурной коричневой краски, надглазурная полихромная роспись и т.д. Основная часть фарфора - это фарфор с полихромной росписью. 

В собрании  нашего музея  преобладает фарфор с росписью опаковыми блестящими красками, выделяется группа предметов с росписью матовыми, шероховатыми наощупь красками и группа предметов с росписью полупрозрачными эмалями.

На протяжении развития китайского фарфора существовали два способа декорировки: живописный, когда изображение строится преимущественно живописным пятном и графический, где главную роль играет линия и контур. В нашей коллекции есть предметы, расписанные в живописном и графическом стиле. Нередко в декоре одной и той же вещи используются оба способа.

В росписях наблюдается несколько принципов построения композиции:  асимметрично; элементы декора расположены симметрично друг относительно друга; декор покрывает всю поверхность предмета.

Китайские керамисты всегда признавали эстетическую значимость незаполненного росписью пространства, причем часто на незаполненном пространстве расположена надпись - здесь проявилась традиционная для китайского искусства связь живописи с поэзией и каллиграфией. На пятнадцати предметах китайского фарфора в собрании Бийского краеведческого музея есть надписи, представляющие собой в большинстве случаев благопожелание.

Самые ранние предметы в Бийском краеведческом музее относятся к проявлению Цяньлун (1736 - 1795) с росписью в жанре, называемом китайскими исследователями “хуаняо” (цветы и птицы).

Вазы с изображением птиц и веток цветущего пиона расписаны полупрозрачными эмалями розового и различных оттенков бледно-зеленого цветов. Роспись выполнена в живописном стиле. Композиция построена по принципу асимметрии, т.е. основная часть росписи расположена с одной стороны предмета.

Роспись в медальонах парных ваз выполнена в живописном стиле, композиция росписи каждого медальона уравновешена, а общая композиция росписи парных ваз симметрична, т.к. предполагает их одновременное восприятие.

К правлению Цяньлун относится также блюдо  с изображением в медальонах четырех времен года и предметов с благожелательной символикой и восьми буддийских драгоценностей. 

Концом XVIII века датируется блюдо с изображением персикового дерева, роспись которого выполнена в живописном стиле с преобладанием оттенков розового и малинового цветов.

Ваза с изображением оленей на фоне пейзажа датируется концом XVIII - первой половиной XIX века. Приемы росписи сочетают живописную и графическую манеры, композиция построена по принципу равномерного распределения изображения по поверхности.

Следующей по времени является группа предметов периода правления Дао-гуан (1820-1850) стилистически и по мотивам декора близкими к фарфору правления Цяньлун и отличаются лишь характерной для этого периода более темной розовой эмалью. Например, чайник с изображением драконов и “пылающей жемчужины”.

К первой половине XIX  века относятся две вазы - одна с сюжетной росписью, другая с изображением оленей и журавлей на фоне пейзажа. 

В собрании китайского фарфора БКМ представлены также предметы периодов правления Тун-чжи (1863-1874) блюдо с изображением пиона, чашка с изображением веток бамбука и группа предметов с изображением хризантем в вазах, плодов, сосудов, книг.

Предметы с аналогичной по стилю, технике и композиции росписью продолжали выпускать и в период правления Гуан-сюй (1875-1908), что видно на примере двух ваз и коробки с полусферической крышкой из собрания БКМ. Ко времени правления Гуан-сюй относится также ваза с шестью четырехлепестковыми отверстиями с изображением сливы, пиона, лотоса и иероглифа си - “счастье”.

Фарфор в собрании Бийского краеведческого музея отражает общие процессы, происходящие в декорировке фарфоровых изделий конца XVIII-XIX вв.

 Т.С. Шараева, искусствовед

История в предметах

  • Замок от Западных дверей Рейхстага

    Замок от Западных дверей Рейхстага датируется он второй половиной XIX века. Его снял с Западных дверей Рейхстага 5 мая 1945 года, бийчанин Владимир Федорович Краев, инженер-майор, командир батальона. Он отправил трофей посылкой матери в Бийск, а в 1962г. передал в музей.
  • Бюст Иосифа Виссарионовича Сталина

    В Бийске обнаружили сохранившийся бюст И.В. Сталина, который много лет пролежал в земле на территории бывшего Дома учителя (Дом Васенёва). Ценную находку обнаружили рабочие. Когда раскопали фундамент, то под балкой увидели ухо. Начали раскапывать дальше и обнаружили лежащий на боку бюст Сталина.
  • Походный кофр

    Кофр принадлежал Михаилу Федоровичу Розену, ученому, геологу, жизнь которого на протяжении 1941-1962 гг. была связана с Алтаем и в том числе с Бийском. Кофр достался ему по наследству от прадеда – генерал-лейтенанта Федора Федоровича Розена, участника Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода 1813-1814 гг.
  • Бубен шаманский

    Непременная принадлежность шаманского культа. Бубен представлялся конем, на котором шаман улетал в мир духов и потом возвращался в мир людей. Немногочисленная коллекция шаманских бубнов (всего 7 предметов) поступила в БКМ в 1920-х — 1930-х гг.
  • Картина Сожжение Бийской крепости

    Картина «Сожжение Бийской крепости» написана бийским художником, членом Союза художников РФ, Юрием Павловичем Коробейниковым. Сюжет картины рассказывает об осаде, штурме и сожжении бийской крепости Джунгарами.
  • Дверь тюремной камеры

    В 1990-е гг. в Бийский краеведческий музей была передана дверь, демонтированная с одного из подвальных помещений Доброходовского особняка. Здесь со второй половины 1920-х гг. располагалось управление Бийского оперативного сектора ГПУ, в последующем НКВД, где в период сталинских репрессий вершились судьбы граждан, арестованных и находившихся под следствием по 58-й, политической, статье
  • Горельеф Геракла

    Специалисты Эрмитажа для проведения исследования экспоната брали стружку. Они установили, что Геракл изготовлен в I веке н.э. Материал, из которого сделана фигура, соответствует традициям Керчи Боспорского царства – античного государства, располагавшегося в северном Причерноморье. Возможно, такая фигура могла служить украшением трона, шатра, корабля, посоха. В 60-е годы ХХ века Геракла принесли в музей
  • Пехотное ружье образца 1808 г.

    Ружье было изготовлено в 1824 г. на Ижевском оружейном заводе, о чем говорит надпись «Ижъ» на замочной доске. По всей длине ствола проходит гравированная надпись: «Высокомонаршею рукою Императоръ Александръ 1-й соизволилъ ковать сей ружейный стволъ на Ижевскомъ заводѣ 1824-го года Октября 5-го дня».
  • Шлем

    XIII в. — XIV в. Восточная часть Монгольской империи (сталь / ковка, клепка). Шлем имеет сфероконическую форму. Состоит из венца (обруча тульи), тульи (купола), плюмажной втулки и бармицы. Венец состоит из двух пластин. Нижний край передней пластины снабжен вырезами для глаз и коротким наносником.
  • Вериги

    Вериги представляют собой пояс в виде массивного обруча. К верхнему краю пояса прикреплены две цепи с двумя нагрудными крестообразными и двумя овальными наплечными накладками. На нагруднике изображение восьмиконечного креста. Вериги переданы ОГПУ в 1931 г.
  • Печать Ассановой

    Печать принадлежала хозяйке особняка Ассанова, в котором сегодня размещается исторический отдел музея - Марии Андреевне Ассановой (1875 — 11.08.1959 гг.). Печать изготовлена из бесцветного прозрачного горного хрусталя, цельная. Рукоять в виде головы охотничьей собаки. На основании вырезана надпись «М. А. Ассанова»
  • Иранский меч

    В 1925 году археолог-любитель М. Д. Копытов на территории северных предгорий Алтая вскрыл 39 курганов и обнаружил много предметов эпохи Средневековья. Памятник, получивший обозначение Сростки — I, находится на горе Пикет, на правом берегу реки Катуни, у села Сростки. Меч является изделием персидских мастеров и датируется эпохой Сасанидов (период с 224 по 651 гг.).
  • Russiаn
  • English
  • German
  • Chinese
  • French
Купить билет
г. Бийск, ул. Владимира Ленина, 134