История музея

Год 1920

14 апреля 1920 г. был тор­жественно открыт Бийский советский народный музей. Образовано пять отделов: геологи­ческий, ботанический, зоологический, археологический и восточ­ного искусства. Первым директором музея был назначен Михаил Иванович Крот-Донорский, бывший заведующий естественноисторическим кабинетом при Народном университете. Человек, преданный своему делу, обладавший удивительными организаторскими способностями.


Год 1967

К работе в музее были привлечены пред­ставители научной интеллигенции. Одним из организаторов музея был Виталий Валентинович Бианки, сын ученого-зоолога, к тому времени  уже имевший опыт работы в Зоологическом музее в Петрограде. С 1967 года  музей носит его имя. (фото 2)

Золотыми буквами в историю музея вписаны имена:

Валентины Антоновны Сенгалевич-Копыловой - организатора отдела восточного искусства; орнитолога Ганса Христиановича Иогансена; ботаника, ученого-эколога Аристоклия Александровича Хребтова;  зоолога Александра Ивановича Иванова; первооткрывателя  алтай­ского палеолита Михаила Диановича Копытова; краеведа-любителя Бориса Сергеевича Митропольского; археолога Сергея Михайловича Сергеева; участ­ника нескольких академичес­ких экспе­диций, открывавших на Алтае очаги древней материальной куль­туры, самодеятельного худож­ника Александра Павловича Маркова; историка-краеведа Александра Корнеевича Короля.

Бийский музей, имея богатейшие коллекции, всегда был базой для  исследований. С его фондами  знакомились такие известные ученые как Георгий Петрович Сосновский, Сергей Владимирович Киселев, Михаил Петрович Грязнов, Сергей Иванович Руденко. Начинал  свою научную деятельность в музее  и ученый с мировым именем, автор более 200  работ - энтомолог Борис Федорович Белышев.


Год 1924

С момента открытия музей занимал две комнаты в двухэтажном каменном здании купчихи Ивановой (ныне Советская, 8). Экспозиции музея размещались на 2-м этаже Народного Дома (теперь здание Драмтеатра).  В 1924 году музей переезжает в новое помещение в двухэтажном каменном здании на Исаевской улице (ныне Красногвардейская, 9).


Год 1926

И только во второй половине 1926 года музей получает постоянную прописку, его отделы перемещаются в двухэтажное здание по улице Советской, 42 - бывший особняк купца Григория Акинфовича Варвинского - коллекционера русской литературы. Из отчёта музея за 1943 год: “Музею принадлежат 2 здания. Подсобное полукаменное здание было отдано, по распоряжению Горисполкома, горкомхозу для семей военнослужащих. Второе здание музея – каменный двух­этажный дом. В этом здании расположены экспозиции музея, фондохранилище, библиотека, рабочая комната и комната, занимаемая сторожихой…».


Год 1967

В 1967 г. открыт Выставочный зал. Музей получил прекрасное помещение для показа художественных, фотодокументальных, исторических и юбилейных выставок.


Год 1990

В 1990 году музей получает еще одно здание – бывшую усадьбу купца I гильдии Николая Ивановича Ассанова (улица Ленина, 134), появляется возможность расширить экспозиции и в более комфортных условиях разместить фонды.

После переезда исторического отдела в Ассановский особняк, в «Красном» здании на первом этаже размещается отдел природы, в середине 1990-х на втором этаже несколько лет работает музыкально-экспозиционный салон, организатором и руководителем которого была Толмачева Наталья Ивановна.


Год 2010 

С 2010 года – здесь организован Музей Чуйского тракта.

Свыше 50-ти лет работал в музее Борис Хатмиевич Кадиков, археолог, краевед, обла­дающий энциклопедическими знаниями. Благодаря его полевым работам и ежегодным экспедициям, значительно пополнились ар­хеологические, этнографические коллекции. Б.Х. Кадиков отмечен знаком «Отличный работник Министерства культуры СССР». В 1996 г. ему присвоено звание «Почетный гражданин города Бийска».

С 1996 по 2009 годы возглавлял музей Орлов Виктор Владимирович. Итогом многолетних экспедиций стало создание уникальной коллекции «Петроглифы Алтая».  Создан информационно-издательский отдел, где начали издавать историко-публицистический альманах “Краеведческий вестник”. В.В. Орлов награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом».


Настоящее время

В настоящее время музей имеет три здания и пять отделов. Более 140 ты­сяч памятников естественной истории, материальной и духовной культуры сосредоточено в его фондах. Руководит музеем Бартышева Светлана Алексеевна.

История в предметах

  • Замок от Западных дверей Рейхстага

    Замок от Западных дверей Рейхстага датируется он второй половиной XIX века. Его снял с Западных дверей Рейхстага 5 мая 1945 года, бийчанин Владимир Федорович Краев, инженер-майор, командир батальона. Он отправил трофей посылкой матери в Бийск, а в 1962г. передал в музей.
  • Бюст Иосифа Виссарионовича Сталина

    В Бийске обнаружили сохранившийся бюст И.В. Сталина, который много лет пролежал в земле на территории бывшего Дома учителя (Дом Васенёва). Ценную находку обнаружили рабочие. Когда раскопали фундамент, то под балкой увидели ухо. Начали раскапывать дальше и обнаружили лежащий на боку бюст Сталина.
  • Походный кофр

    Кофр принадлежал Михаилу Федоровичу Розену, ученому, геологу, жизнь которого на протяжении 1941-1962 гг. была связана с Алтаем и в том числе с Бийском. Кофр достался ему по наследству от прадеда – генерал-лейтенанта Федора Федоровича Розена, участника Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода 1813-1814 гг.
  • Бубен шаманский

    Непременная принадлежность шаманского культа. Бубен представлялся конем, на котором шаман улетал в мир духов и потом возвращался в мир людей. Немногочисленная коллекция шаманских бубнов (всего 7 предметов) поступила в БКМ в 1920-х — 1930-х гг.
  • Картина Сожжение Бийской крепости

    Картина «Сожжение Бийской крепости» написана бийским художником, членом Союза художников РФ, Юрием Павловичем Коробейниковым. Сюжет картины рассказывает об осаде, штурме и сожжении бийской крепости Джунгарами.
  • Дверь тюремной камеры

    В 1990-е гг. в Бийский краеведческий музей была передана дверь, демонтированная с одного из подвальных помещений Доброходовского особняка. Здесь со второй половины 1920-х гг. располагалось управление Бийского оперативного сектора ГПУ, в последующем НКВД, где в период сталинских репрессий вершились судьбы граждан, арестованных и находившихся под следствием по 58-й, политической, статье
  • Горельеф Геракла

    Специалисты Эрмитажа для проведения исследования экспоната брали стружку. Они установили, что Геракл изготовлен в I веке н.э. Материал, из которого сделана фигура, соответствует традициям Керчи Боспорского царства – античного государства, располагавшегося в северном Причерноморье. Возможно, такая фигура могла служить украшением трона, шатра, корабля, посоха. В 60-е годы ХХ века Геракла принесли в музей
  • Пехотное ружье образца 1808 г.

    Ружье было изготовлено в 1824 г. на Ижевском оружейном заводе, о чем говорит надпись «Ижъ» на замочной доске. По всей длине ствола проходит гравированная надпись: «Высокомонаршею рукою Императоръ Александръ 1-й соизволилъ ковать сей ружейный стволъ на Ижевскомъ заводѣ 1824-го года Октября 5-го дня».
  • Шлем

    XIII в. — XIV в. Восточная часть Монгольской империи (сталь / ковка, клепка). Шлем имеет сфероконическую форму. Состоит из венца (обруча тульи), тульи (купола), плюмажной втулки и бармицы. Венец состоит из двух пластин. Нижний край передней пластины снабжен вырезами для глаз и коротким наносником.
  • Вериги

    Вериги представляют собой пояс в виде массивного обруча. К верхнему краю пояса прикреплены две цепи с двумя нагрудными крестообразными и двумя овальными наплечными накладками. На нагруднике изображение восьмиконечного креста. Вериги переданы ОГПУ в 1931 г.
  • Печать Ассановой

    Печать принадлежала хозяйке особняка Ассанова, в котором сегодня размещается исторический отдел музея - Марии Андреевне Ассановой (1875 — 11.08.1959 гг.). Печать изготовлена из бесцветного прозрачного горного хрусталя, цельная. Рукоять в виде головы охотничьей собаки. На основании вырезана надпись «М. А. Ассанова»
  • Иранский меч

    В 1925 году археолог-любитель М. Д. Копытов на территории северных предгорий Алтая вскрыл 39 курганов и обнаружил много предметов эпохи Средневековья. Памятник, получивший обозначение Сростки — I, находится на горе Пикет, на правом берегу реки Катуни, у села Сростки. Меч является изделием персидских мастеров и датируется эпохой Сасанидов (период с 224 по 651 гг.).
  • Russiаn
  • English
  • German
  • Chinese
  • French
Купить билет
г. Бийск, ул. Владимира Ленина, 134